Выбор стартового набора для макета железнодорожной модели

Выбор стартового набора для железнодорожной модели

Создание макета железной дороги – кропотливый процесс, требующий больших затрат труда и времени. Опытные моделисты приобретают рельсовый материал и все составляющие модели по отдельности, поскольку точно знают что им необходимо. Но как быть начинающему моделисту, для которого такой путь является сложным ? Оптимальный вариант – покупка стартового набора.

Что представляет собой стартовый набор?

Как правило, стандартный стартовый набор включает рельсы, модель паровоза с несколькими вагонами и панель управления. За счет такого комплекта начинающий моделист сможет быстро собрать макет, который впоследствии будет развивать нужным образом. Ниже для примера представлена фотография одного из стартовых наборов германской фирмы Piko (57121).

На что обращать внимание при выборе?

Первым важным моментом при выборе стартового набора является определение с масштабом. Наиболее популярен ныне – масштаб H0 (1:87). Он позволит заполучить точную деталировку при небольших размерах макета и его подвижного составляющего, а также считается самым удобным и актуальным. Часто используются и масштабы ТТ– 1:120, N– 1:160 и Z– 1:220. Однако больше всего разнообразных аксессуаров выпускается именно для масштаба Н0.

Второй важный нюанс – выбор системы управления, которая может быть или аналоговой, или цифровой. Аналоговая система несомненно проще и, к тому же, дешевле. Но цифровая предоставляет больше возможностей. Скорость движения составов в аналоговой определяется изменением подаваемого напряжения в диапазоне от 0 до 14В. Все модели при этом движутся в одном направлении, и скорость их приблизительно одинаковая, зависит она от особенностей определенной модели.

По желанию на аналоговом макете есть возможность организовать электрически несвязанные меж собой участки пути, подавая на них различное напряжение, тем самым создавая разнообразие в движении локомотивов. Но, стоит учесть, что аналоговая система имеет некие присущие ограничения изначально, обойти которые трудно или даже невозможно.

Управление движением паровозов в цифровой системе осуществляется при помощи декодеров. Используемое напряжение – 14-16В, причем оно не изменяется. Цифровая информация поступает к моделям по рельсам, с блока управления. Декодеры, расположенные на локомотивах выделяют лишь команды, которые им предназначены. За счет декодеров можно регулировать скорость движения, разгон, торможение и другое. Команды могут быть любыми – включить фары, начать движение, остановиться и т.д.

Также макеты с цифровым управлением обладают фактически бесконечным потенциалом для развития, что немаловажно. Ими можно управлять даже со смартфона и планшета. Плюс здесь нет никаких лишних проводов – информацию передает по рельсам, а цифровые команды не влияют друг на друга.

Подвижной состав

При выборе стартового набора нужно предварительно решить, каким будет макет – с наличием контактной электрической сети или без. Первый вариант позволит применять модели электровозов, тепловозов и паровозов, второй же – только паровозов и тепловозов. Электровозы на дороге без контактной сети будут выглядеть нелепо.

Кроме того, следует определиться с периодом времени, которому будет соответствовать макет. Это важно, поскольку макет должен выглядеть реалистично, а присутствие на нем старинного и современного подвижного состава одновременно испортит все впечатление. Это относится и к светофорам, семафорам и прочим аксессуарам.

Также важно определиться с количеством вагонов и узнать, каким оно должно быть. Обычно это – три вагона, изредка больше. Ибо любой макет, в том числе построенный с правильным учетом масштаба, все равно обладает существенными ограничениями по размерам. Большое количество вагонов не поместится на макете или просто будет выглядеть некрасиво.

Рельсовый материал

Желательно чтобы рельсы в макете были одинаковыми. Поэтому необходимо обратить внимание на то, какие именно находятся в покупаемом стартовом наборе. В частности рельсы бывают с балластной призмой и без нее. Первый вариант позволит заметно упростить создание макета, ведь насыпь под рельсами (балласт) уже есть, а значит создавать его нет необходимости. Но, смотря с иной стороны, рельсы без балластной призмы дают больше свободы в плане реалистичности модели. Ибо реальный балласт разнится в зависимости от возраста, типа пути и т.п. Какими будут рельсы – зависит от личного предпочтения.

Выбираем фирму производителя

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Можно лишь привести в пример наиболее популярных производителей. Большую известность завоевала немецкая компания PIKO. К примеру, отличным вариантом для новичка станет – стартовый набор PIKO 96997, являющийся моделью советского грузового поезда.

В состав набора PIKO 96997 входит:

- Паровоз с тендером;

- Платформа с авто;

- Полувагон;

- Цистерна.

- Рельсовый материал PIKO A-Gleis (создает замкнутый путь 110×88см);

- Блок управления (аналоговое, с трансформатором питания 230В/12В);

Также хорошие наборы выпускает фирма ROCO. Для примера предоставлен набор ROCO 41266, который состоит из:

- Паровоза (модель BR64);

- Почтового вагона;

- Рельс GeoLine с балластом;

- 3-х пассажирских вагонов;

- Пульта управления (MultiMOUSE);

- Цифрового усилителя;

- Блока питания.

Это неполный перечень существующих компаний. Стартовые наборы, разумеется, не ограничиваются упомянутыми. Но главное – правильно подобрать набор, поскольку от этого напрямую зависит развитие макета.